Ветковская иконопись

Этот город по праву считают заповедником народных традиций и старорусского искусства. Основан он был русскими староверами в 1680-м году. Полесский поселок Ветка стал для староверов духовным центром, своеобразной столицей, о чем свидетельствует и название главной площади города - Красная. Именно на Красной площади, в особняке купца Грошикова (построен в 1897 г.) 1 ноября 1987 года открылся Ветковский музей народного творчества. Фонды которого насчитывают около 8000 экспонатов. Многие из них уникальны – это в первую очередь иконы.

Ветковская иконопись

Из письменных источников известно о существовании и монастырских, и слободских мастеров и мастерских, и местных сельских иконописцев, работающих в народных традициях. Иконописание в Ветке было хорошо налажено и снабжало весь старообрядческий поповского согласия мир иконами. На ветковские иконы ориентировались иконописцы других центров поповского согласия на Дону и Волге, в Молдавии и Буковине, на Урале. Догматические и обрядовые разногласия, авторитет наставников влияли не только на направления духовной жизни, но и на направления и особенности в иконописании согласий.

Молитвою в искусстве создания иконы были все этапы работы, от нравственного приготовления иконописца и получения прориси-отпечатка с читмого древнего образца (на рисунках-прорисях в коллекции музея есть надписи: «съ весма древняго», «образ высоко греческого мастерства») и до изготовления того убора иконы, который мы воспоминаем как произведение декоративно-прикладного искусства. «… За дубовым верстаком сидели дедушки и братья его, все чеканщики. Окна на уровне мостовой, и пели все божественное, когда работали оклады. И люди идут, остановятся, все слушают, уйти не могут…».

Сохранилась молитвенность, духовность в самом восприятии окладов, киотов. «А вот тут, по углам – это душечки к Богу летять…». Происходя от известных древнерусских культурных феноменов, искусство шитья золотом, жемчугом и бисером, саженья камнями и стеклами, мастерство златокузнецов, художество резчиков и позолотчиков – самостоятельно развивались на землях Ветковщины в течение столетий, вступая во взаимодействие с высоким мастерством белорусских и украинских центров, но сохраняя совершенно своеобразную целостность в развитии. Воплощенной молитвой оказывался и весь убор иконы.

Бисерный оклад прошел на Ветке ряд образных этапов своего развития. В результате изображения одежды святого, какой представлялась саженная жемчугом драгоценная «риза», - претворилось в изображение целостного мира, куда гармонично включена фигура человека. Шитье стало многоцветным, богатая христианская символика жемчуга вошла в не менее глубинные народные представления о Богоматери – подательнице животворной росы.

Доски, на которых писали иконы, как правило, бесковчежные, шпонки врезные, торцевые. Паволока льняная, позже хлопчатобумажная промышленного производства (свои мануфактуры), иногда с рисунком. Бумага не применялась. Левкас клее-меловой. Рисунок процарапывался, вычеканивался по левкасу, и затем поверхность левкаса золотилась. Обилие надписей на полях – характерная черта старообрядческих икон. Нимбы выполнялись в виде точечного орнамента, а также способом «цировки», иногда по западному типу: с помощью сочетания прямых и зигзагообразных лучей, или же цветом – красной линией и тонкой белой.

Растительный орнамент из листьев и цветов являл образ эдемского сада. Свет в одеждах выполнялся различно: «в елочку», «в перо», «в зигзаг», «в рогожку», «в пятачок», возможен также довольно свободной формы рисунок золотом в технике золотопробельного письма. Отдельные мастера применяли золото и серебро одновременно в написании орнаментов одежд поверх складок, даже в «теневых» местах. У лучших ветковских мастеров встречается соединение шлифованного и нешлифованного листового золота при золочении нимбов. На Западе этот прием называется «глассирование».Орнаментальность сильно развита и имеет богатую пластическую разработку, в отдельных памятниках доходящую до совершенства.

Обособленность ветковцев, обращение к древнему наследию не приостановило творческих поисков в среде иконописцев и идеологов старообрядчества не только в художественной сфере, но и в духовной, о чем свидетельствует появление новых иконографий, новых изводов иконографии, получивших распространение в XVI—XIX вв: «Триипостасное Божество», «Богоматерь Огневидная», «Никола Отвратный» и некоторые другие.

Среди многочисленных смысловых аспектов в иконографии выделен аспект крестного пути верных, способных победить разделение в мире Церковью и Евхаристией и стать сонаследниками Царства Небесного.

Появление в XVIII в. в среде старообрядцев поповского согласия иконографии «Богоматерь Огневидная» связано с осмыслением образа Богоматери как образа Церкви, как корабля спасения, полнота которой и является залогом спасения верных, плывущих в безбрежном океане ересей и расколов. Идея спасения соединяется с идеей божественного огня в символике красного цвета лика и одежд Богоматери, изображенной в преображенном состоянии богообщения как полноты пребывания во Святом Духе. Цвет воскресения и новой жизни для образа «Новой Евы» является наиболее адекватным воплощением очищенной нетленной плоти. Иконописец создает образ Богоматери, воплотившей своим жизненным подвигом предназначение человека стать образом и подобием Божиим, соединившей в себе земное и небесное и ставшей «Жилищем Духа Святого», «Ковчегом, позлащенным Духом», «Подсвечником с огнем божественным», «Престолом Херувимским, огненным», «Храмом одушевленным». Иконография непосредственно связана с праздником Сретения Господня. Толкование огня как символа очищения и соединения с Богом характерно для старообрядцев. В Русской православной церкви Московского патриархата иконография Богоматери Огневидной известна только в Своде чудотворных икон Богоматери начиная с XVIII в.

Образ одного из самых любимых в Православном мире святых — святителя Николы в иконографии «Никола Отвратный» появился в Ветке не ранее XVIII в. На некоторых иконах встречаются надписи, поясняющие смысл образа святителя, могущего отвратить от бед, несчастий, от бесов. Скорее всего на сложение иконографического типа оказало влияние выделение образа Николы-бесоборца из житийной иконы святителя, в клейме которой изображено противоположно направленное положение главы и глаз: голова повернута вправо, а глаза смотрят через левое плечо, что свидетельствует об отражении в иконе традиционных представлений о левой стороне. Все эти творческие поиски свидетельствуют о напряженной духовной жизни старообрядцев-поповцев, запечатленной в ветковской иконе.