Дворец Румянцевых и Паскевичей

В конце 18 столетия, когда в европейском обществе господствовали идеи Просвещения, а в искусстве активно развивалось классицистическое направление, Гомель, как и другие белорусские земли, волей исторических судеб поменял свою государственную принадлежность. Войдя в состав Российской империи, он из местечка Речи Посполитой превратился в частновладельческую «деревеньку для увеселения» фаворита императрицы Екатерины II, героя турецких войн генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского.

Гомельский дворецово-парковый ансамбль

На подаренных императрицей землях, высоком берегу реки Сож, прославленный полководец, губернатор Малороссии начал строительство пышного дворца. Для расчистки площадки под строительство были уничтожены следы средневекового замка со старинными валами и рвами, возведенного прежним хозяином – последним городским старостой Гомеля, канцлером Великого княжества Литовского князем Михаилом Чарторийским.

В течение 1777-1796 гг. был возведен двухэтажный компактный объем высотой 25 метров, на высоком цоколе – один из первых в России образцов классической «палладианской» постройки, завершавшейся в виде ротонды куполом. Все во дворце следовало классическим тенденциям: и фасады и интерьерное решение дворца. В 1796 г. Гомельское имение в наследство получил сын фельдмаршала- Николай Петрович Румянцев, русский канцлер, государственный деятель, дипломат и известный меценат. В 1800-1805 гг. по проекту английского архитектора Джона Кларка, приглашенного Н.П.Румянцевым в Гомель, по обе стороны от центральной части здания были построены два отдельно стоящих служебных флигеля, а также произведен ремонт главного корпуса. При Николае Петровиче Гомель «із соломенного” превратился в город европейского уровня в планом застройки, мостом, заводиком и ланкастерской школой. Н.П. Румянцев построил величественный Петропавловский собор, в котором в 1826 году был погребен.

Наследником Гомельского имения стал младший брат Сергей Петрович, который через пять лет заложил имение в государственную казну и продал дворец. Дворец и часть Гомельского имения были приобретены знаменитым российским военачальником генерал-фельдмаршалом Иваном Федоровичем Паскевичем. На протяжении 1837-1851 гг. были проведены масштабные работы по реконструкции и достройке «главного дома» Гомельского имения. Для осуществления из Варшавы был приглашен известный польский архитектор, член Флорентийской академии изящных искусств Адам Идзковский. Он был автором многочисленных проектов новых сооружений и построек.

Фельдмаршал активно участвовал в решении вопросов по убранству интерьера дворца, вникая во все подробности и посылая свои распоряжения в Гомель. Особенно большое внимание он уделял оформлению апартаментов в башне, где было помещено немало военных трофеев и царских даров, среди которых в описях упоминается походная палатка императора Николая Павловича, размещавшаяся на втором этаже. На первом этаже башни был парадный кабинет князя. Он занимал два больших смежных зала, соединенных арочным проемом. Один зал размещался непосредственно в первом ярусе башни. Другая часть кабинета находилась в примыкавшем к башне павильоне, имела в плане форму креста и завершалась куполом над барабаном с верхним светом. В этом зале важная роль была отведена способу подачи мраморной скульптуры императора Николая I работы берлинского художника, подаренной Паскевичу самим царем. Она была размещена в резной каменной нише, вмонтированной во время строительства в стену зала.

Эту нишу, разобранную на отдельные камни, в качестве трофея доставили из Закавказья, где она находилась в мечети турецкой крепости, взятой русскими войсками под командованием И.Ф.Паскевича.

После всех преобразований к концу жизни фельдмаршала дворец приобрел черты позднего классицизма с элементами европейского романтизма и историзма. А усадебная земля – гроты, беседки, многочисленные скульптуры и лебяжий пруд с красным мостиком.

Очередные изменения и перестройки Гомельского дворца последовали при его новом владельце Федоре Ивановиче Паскевиче, сыне Ивана Федоровича. Новый хозяин начал обустраивать дворец в соответствии со своим вкусом, представлениями о целесообразности, а также следуя диктовавшей новые веяния в архитектуре и изобразительных искусствах стилистики.

После национализации, проведенной Советской властью, дворец использовался под различные нужды: Гомельский Совет рабочий и солдатских депутатов, «лесоводные» курсы губернского земельного отдела, проживали частные лица, в 1919 году во время антисоветского восстания под руководством офицера Стрекопытова во дворце размещались пункт наблюдения и телефонная станция мятежников. Наконец, 7 ноября 1919 года в результате неоднократных рекомендаций наркома просвещения А.В.Луначарского в Гомельском дворце на основе коллекций его бывших владельцев Паскевичей организовали музей. Музей получил статус художественно-исторического и, вместе с окружающим дворец парком, - имя А.В.Луначарского.

Значительным разрушениям Гомельский дворец подвергся в период Великой Отечественной войны. Колоссальный ущерб был нанесен коллекциям музея. Многие их эвакуированных в августе 1941 года в Сталинградскую область музейных предметов не вернулись обратно, многие безвозвратно погибли в годы оккупации. Купол дворца был поврежден, не было окон. а стены зияли выбоинами и пробоинами от бомб и снарядов.

После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков были проведены работы по восстановлению Гомельского дворца. Музей заработал в 1944 году во флигеле дворца. Но только в 1995 году гомельскими властями было принято решение о передаче всего комплекса дворца музею и проведении ремонтно-реставрационных работ.

С апреля 2006 года Гомельский областной краеведческий музей изменил свой статус, получив наименование «Гомельский дворцово - парковый ансамбль». В настоящее время в его фондах хранится более 300 предметов из дворца Паскевичей. Они составляют единый комплекс и содержат богатую информацию о вкусах бывших хозяев дворца.

Гомельский дворец представляет собой не только великолепное архитектурное сооружение. В разные периоды истории он был уникальным хранилищем богатейших коллекций предметов старины и произведений искусства. Интересный, яркий и многообразный комплекс в собрании декоративно-прикладного искусства музея составляют часы из дворца Паскевичей. Разнообразные по форме, технике и времени исполнения напольные, настенные, настольные часы, а также каменные гарнитуры из часов и канделябров – уникальные произведения не только мастеров часового искусства, но и знаменитых европейских бронзовщиков, скульпторов, мебельщиков, эмальеров.

Сегодня двери Гомельского дворца гостеприимно открыты для широкого круга музейных посетителей. Некоторые из залов, исполняя музейную функцию, и в настоящее время продолжают играть роль презентабельных помещений, где происходят встречи государственного и международного уровней, устраиваются концерты, представления. Дворец, как и во все периоды своего существования, остается центром политической, духовной и культурной жизни Гомеля и области.